Говорим грамотно!

Лето – удивительная пора, пора отпусков и каникул, путешествий и новых впечатлений. За лето вся семья накапливает ворох положительных эмоций. До начала нового учебного года, когда логопеды вновь возобновят свою коррекционную работу осталось два месяца. Родителям детей, имеющих речевые недостатки, и летом нельзя забывать о своих проблемах. Важно помнить, что сформированные в течение года навыки (выработанные артикуляционные уклады, поставленные звуки, сформированные грамматические конструкции) за летний период могут, как укрепиться и войти в привычный стереотип, так и «потеряться». 
Закрепление звуков в речи – это тренинг: чем больше количество повторений, тем быстрее и качественнее идет введение звуков в речь ребенка. Другими словами, формируется привычка правильного произношения, вытесняя привычку дефектного произношения. В логопедической практике много случаев, когда летний период «отбрасывает» положительные результаты коррекции на несколько шагов назад. После продолжительного отпуска часто ребенок приходит с прежними речевыми проблемами. За время отдыха он потерял сформированные навыки, недостаточно закрепленные. Логопеду и ребенку приходится начинать все сначала, а хотелось бы двигаться дальше! 
Совсем не обязательно для игры с ребенком садится за стол, и выделять особое время. Вы можете, используя окружающее пространство, вместе играть утром в кровати, во время чистки зубов или гимнастики, в магазине, на прогулке, в электричке, на пляже, на кухне – весь мир - пространство для детской игры.
С детьми полезно вслушиваться в звуки улицы: шелест листьев, шум шагов, гудение машин, голоса птиц, звуки ветра, дождя, грома, града и т.д. Это развивает его слуховое внимания. Если вы проводите время на даче перед вами открывается простор для словарной и грамматической работы по темам: «Весна», «Лето», «Осень», «Растения сада», «Цветы», «Деревья», «Насекомые», «Ягоды», «Весенние (летние, осенние) работы в саду» и др. Наблюдения, впечатления, речевые навыки, полученные на даче необычайно ценны и наглядны. Они остаются в памяти ребёнка на всю жизнь. Только здесь ребёнок в естественных условиях усвоит значение глаголов «вскопать», «подрыхлить», «прополоть», «удобрить» и многих других. Не на картинке, а в живую увидит растения в разную пору их вегетативного периода (рост, цветение, плодоношение, увядание). Узнает, как и где вырастают ягоды, овощи и фрукты. Каким трудом даётся урожай. 
Практически на любом наглядном материале окружающем нас могут быть проведены такие речевые игры как «Четвёртый лишний», «Чего не стало?», «Что поменялось местами?», «Что изменилось?», «Подбери пару», «Кому что подходит?», «Назови ласково», «Преврати в огромное», «Подбери 5 признаков», «Угадай, о чём я говорю», «Скажи наоборот» и т.д. 
Обязательно играйте летом с детьми!
Примеры речевых игр: 
  • Скажи наоборот (большой – маленький); 
  • Посчитаем (1 рыба, 2 рыбы, 5 рыб);
  • Действие (что делает?), признаки (какой, какая, какое, какие?) – рассматривание картин или окружающего, воображение; 
  • Птицы и животные (дикие и домашние). 
  • Их детеныши (мама ЛОШАДЬ, папа КОНЬ, детеныш ЖЕРЕБЕНОК);
  • Один – много (шар – шары, дом – дома);
  • Скажи ласково (птица – птичка, ковер – коврик); 
  • Словообразование (напр.: стол из дерева – какой? – деревянный); 
  • «Кто где спрятался» (употребление предлогов в, на, над, под, между, около; из, с, из-за, из-под);
  • Играем, развивая фонематические процессы: Повтори за мной (слоговые дорожки – па – ба – па, та-да-та и т.д.); 
  • Если это бывает летом (в лесу, на море, синего цвета, летает и др), то хлопни. Слова повторяй;
  • «Отбери конфетку» Мама кладет на стол правую руку, в которой зажата конфета. Ты произноси слог/слово и ударяй кулаком по столу (легонько). Зорко смотри на мамину руку, она разожмет кулак, а ты должен быстро схватить конфетку. Можете меняться местами;
  • «Что у меня в кармане» - повторяй только то, что может поместиться в карман;
  • Назови первый (последний) звук в слове; 
  • Где спрятался звук (какой захотите) - в начале? В середине? В конце? - ищем звук [Л] в слове ЛОПАТА, КОЛПАК, КОЛ; Какой ты слышишь звук ТВЕРДЫЙ или МЯГКИЙ? (В слове МИСКА, какой слышится звук [М] твердый или мягкий?).
 
Самое главное, чтобы дети отдохнули летом, набрались сил, окрепли, но важно также и то, чтобы они не забыли все те знания, умения и навыки, которые приобрели в детском саду.